Маржа представляет собой показатель прибыльности продаж, а потому является важной при расчетах расходов и доходов коммерческой и хозяйственной деятельности. Данный показатель выражается в разнице между закупочной ценой (себестоимостью) продукта и его отпускной ценой.
Маржа показывает эффективность бизнеса, а именно вычисляет цифры, отражающие прибыль от полученного дохода. В связи с этим маржу часто путают с наценкой, каковой она не является. Несмотря на то, что и наценка и маржа находят посредством расчета доходных долей, первую рассчитывают относительно себестоимости товара, тогда как вторую – относительно товарооборота (отпускной цены). Разницу видно при процентном расчете двух этих показателей.
Для наглядности приведем пример.
Коробка печенья по закупочной цене стоит 150 рублей, отпускная цена – 180 рублей. Значит наценка на товар будет равна 30 рублям. Тот же показатель будет и у маржи. Однако, когда мы переведем этот показатель в процентное соотношение для наценки и отдельно для маржи, цифры будут разными.
Формула для расчета наценки (в %):
НАЦЕНКА = (ОТПУСКНАЯ ЦЕНА – СЕБЕСТОИМОСТЬ) /СЕБЕСТОИМОСТЬ х 100
(180 — 150) / 150 * 100 = 20%
Формула расчета маржи (в %):
МАРЖА = (ОТПУСКНАЯ ЦЕНА – СЕБЕСТОИМОСТЬ) / ВЫРУЧКА х 100
(180 — 150) / 180 * 100 = 16,6%
На данном примере видно, что маржа и наценка являются разными показателями и представлены в разном процентном соотношении, несмотря на равенство между ними при переводе в рубли.
Разница между ними определяет и разное назначение расчетных операций, потому чаще всего поставщиками для оценки коммерческой деятельности используется наценка, в то время как владельцы розницы для этой цели используют показатели маржи.
Для оценки торговой деятельности существует несколько типов маржи:
– Фронт маржа – представляет разницу между отпускной и закупочной ценами товара, представленной в рублях.
Формула:
ФР. МАРЖА = ОТПУСКНАЯ ЦЕНА – СЕБЕСТОИМОСТЬ
– Бэк маржа – представляет сумму компенсаций, полученную в результате взаимодействия с контрагентами, а именно поставщиками, в качестве бонусов (ретро бонусы, листинг, маркетинг).
Формула:
Б. МАРЖА (в рублях) = РЕТРО БОНУСЫ + ЛИСТИНГ+ МАРКЕТИНГ
Б. МАРЖА (в %) = Б. МАРЖА / ОТПУСКНАЯ ЦЕНА
– Гросс маржа – общая сумма, сложившаяся из фронт и бэк маржи.
Формула:
ГР. = ФР. МАРЖА + Б. МАРЖА
Каждый из упомянутых показателей позволяет оценить эффективность деятельности предпринимателя или организации и на основе этого определить ее перспективность.