Ликвидация организации, имеющей статус ООО, может быть добровольной или принудительной. В первом случае закрытие бизнеса осуществляется по решению собрания учредителей ООО, во втором – по решению суда. В данной статье будет разобран второй случай.
Сразу стоит отметить, что прекращение деятельности является длительным и непростым процессом, который может осуществляться на протяжении 4-12 месяцев. При этом руководителю ООО придется созвать собрание, подготовить большой пакет документов, оповестить сотрудников организации, прекратить отношения с контрагентами и уведомить государственные органы о данном факте. Иными словами, решение о ликвидации должно быть обдуманным и взвешенным, и после его принятия крайне важно максимально быстро, но при этом очень внимательно, выполнить огромный перечень задач.
Собрание участников ООО
На собрании членов организации освещается вопрос о завершении ее работы и принимается окончательное решение, которое оформляется в письменной форме в виде протокола собрания. В протоколе указывается:
- Утвержденный состав ликвидационной комиссии и ее председателя
- Утвержденный порядок ликвидации
- Утвержденный срок ликвидации
Если ООО состоит из одного учредителя, то ему также необходимо подготовить письменное решение. Решение составляется с указанием сведений, представленных выше.
Уведомление ФНС
В трехдневный срок после принятого решения следует оповестить налоговый орган о ликвидации ООО. Оповещение осуществляется посредством подачи заявления (уведомления) по форме № Р15001 и письменного решения об окончании деятельности предприятия. Следует обратить особое внимание на заполнение бланка Р15001, поскольку сотрудники налоговой службы вправе не принять документы, если в заявлении будут обнаружены ошибки, опечатки, неточности или исправления.
Подать документы можно несколькими способами:
- Лично в регистрационный отдел ФНС
- Через посредника (необходима нотариальная доверенность)
- По почте (тогда необходимо подготовить опись вложений и заверить все подписи у нотариуса)
- Через портал Госуслуг (для заверения документов необходима электронная подпись)
- Через МФЦ
В течение 5 дней отдел ФНС внесет в ЕГРЮЛ сведения о том, что ООО начало процедуру ликвидации, и выдаст учредителю соответствующую выписку.
Публикация в СМИ
Руководителю организации или руководителю ликвидационной комиссии следует опубликовать в СМИ о закрытии предприятия. В публикации должны быть также представлены сведения об условиях ликвидационного процесса. Публикация должна висеть на протяжении двух месяцев. Она нужна для оповещения других организаций, которые когда-либо сотрудничали с настоящим ООО.
Уведомление контрагентов
Партнерам и поставщикам, перед которыми у закрывающегося предприятия есть долговые обязательства, необходимо отправить письменное уведомление. Оно составляется в произвольной форме и направляется контрагентам в течение неопределенного срока.
Уведомление сотрудников и центра занятости населения
За два месяца до закрытия предприятия его руководство должно оповестить свой персонал о предстоящем увольнении. Оповещение осуществляется в письменной форме. Документ заверяется подписью каждого сотрудника.
За два месяца до завершения ликвидационного процесса нужно также уведомить центр занятости населения, если в организации трудоустроено не более 15 человек. Если в ООО работает больше сотрудников, то увольнение будет считаться массовым и уведомление нужно подать за три месяца до закрытия бизнеса.
Важно! После того, как сотрудники предприятия будут уволены, руководство ООО должно выплатить им выходное пособие и компенсацию. Также необходимо начислять уволенным сотрудникам сумму, равную их среднемесячному заработку, до того времени, пока они не найдут новую работу. Максимальный срок начислений – два месяца.
Подготовка промежуточного ликвидационного баланса (ПЛБ)
После оформления публикации предприятию нужно составить ПЛБ. О том, что организация составила ПЛБ, она сообщает в отдел налоговой службы по форме Р15001 по истечению срока публикации. Сам ПЛБ в ФНС обычно не сдается.
Исполнение долговых обязательств
Выплата долгов должна осуществляться в порядке очередности по ГК РФ:
- Выплаты гражданам, получившим на предприятии или во время ведения деятельности ООО моральный ущерб или ущерб здоровью
- Выплаты бывшим сотрудникам, уволенным по причине ликвидации ООО
- Уплата налогов, страховых взносов, штрафов и пени
- Выплата оставшихся долгов
Подготовка окончательного ликвидационного баланса (ОЛБ)
По завершении исполнения долговых обязательств следует составить ОЛБ. ОЛБ оформляется в установленном порядке, утверждается собранием или же учредителем, если участником ООО является один человек.
Исполнение налоговых и иных обязательств
После утверждения ОЛБ необходимо предоставить в государственные органы и фонды оставшуюся отчетность:
- СЗВ-СТАЖ (в пенсионный фонд)
- СЗВ-М (в пенсионный фонд)
- 4-ФСС (в фонд соц. страхования)
- Расчет по страховым взносам (в налоговый орган)
- Декларацию о расчете налога к уплате (в налоговый орган)
- 6-НДФЛ и 2-НДФЛ
Предоставление документов в ФНС
На завершающем этапе руководитель ликвидационной комиссии должен подать в отдел налогового органа собранный пакет документов, который включает в себя:
- Заполненный бланк Р16001 (все подписи должны быть заверены нотариусом, заполняется в точности, как этого требуют установленные нормы)
- ОЛБ
- Квитанцию об уплате пошлины (не нужно уплачивать, если осуществляется электронная подача документов)
Варианты подачи собранного пакета идентичны с уведомлением налогового органа о ликвидации ООО. При этом порядок выбранного формата подачи остается прежним.